В Еврейском музее открылась выставка маленьких работ больших художников

В Еврейском музее открылась выставка маленьких работ больших художников

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «“Маленькое” искусство», объединившая более 130 работ Левитана, Врубеля, Малевича и других известных художников. Это редкий шанс увидеть произведения, которые обычно не попадают на вернисажи из-за своего небольшого формата. Кроме частных коллекций, экспонаты предоставили ГМИИ Пушкина, Третьяковка, “Петергоф”, Абрамцево и другие музеи. Посетительница на пресс-показе выставки «»Маленькое» искусство» в Еврейском музее и центре толерантности в Москве

В Еврейском музее решили доказать, что размер не имеет значение. До 5 сентября здесь проходит выставка, объединившая маленькие картины, наброски, графику и скульптуры больших мастеров: от этюдов Левитана и Поленова до лагерных рисунков Михаила Соколова. “Мы хотим показать публике прекрасные работы, которые обычно остаются в запасниках, за кадром – по причине своего скромного формата: ведь для показов отбирают главные, «убедительные» предметы”, – говорит куратор выставки Мария Гадас. По ее словам, и в таких произведениях “все равно ощущается пульс автора, и они не сильно уступают большим вещам”.

Критерии отбора она задала при этом достаточно жесткие, иначе ограничиться несколькими залами точно бы не удалось. Во-первых, по времени: чуть больше трех десятков лет, с рубежа XIX-XX веков и до 40-х годов. То есть период расцвета портретных миниатюр, который продлился до 1850-х, выставкой в Еврейском музее не охвачен. По словам Гадас, это шаг сознательный: куратор хотела показать с новой стороны именно тех художников, для которых малая форма была не основной. “Мы старались уйти от рассказа о “левшах” от искусства”, – объясняет она.

Во-вторых, понимая, что “маленький” – понятие довольно относительное, создатели решили установить для работ лимит: по размеру они не должны превышать 25 сантиметров по большой стороне.

На призыв одолжить экспонаты с удовольствием откликнулись несколько государственных музеев и множество частных коллекционеров. Последним куратор особенно благодарна: без них выставка в таких масштабах точно бы не состоялась. Куратор выставки «»Маленькое» искусство» Мария Гадас на пресс-показе выставки в Еврейском музее и центре толерантности в Москве

Ведь общими усилиями получилось собрать более 130 работ. Их Гадас разделила на пять залов.

Сначала штудии Исаака Левитана, Василия Поленова, из которых потом вырастут большие картины. В следующем разделе видно, как наброски перестают восприниматься как что-то сугубо вспомогательное, становясь самодостаточными. Это хорошо иллюстрируют рисунки Константина Сомова, Михаила Врубеля, Валентина Серова.

Третья часть экспозиции – о пафосе авангарда и его стремлении изменить большие и маленькие формы предметов. Здесь представлена графика Казимира Малевича, Михаила Ларионова, Николая Суетина, Ильи Чашника.

В фокусе предпоследнего раздела, который посвящен “камерному” искусству, – миниатюры Михаила Соколова размером со спичечный коробок, созданные им во время заключения в 40-е годы.

Картина Павла Федотова "Портрет неизвестной в трауре" (1850 г.), представленная на выставке ""Маленькое" искусство" в Еврейском музее и центре толерантности в Москве.

Фигурка быка (Китай, династия Хань. 206 до н.э. — 220 н.э.), представленная на выставке ""Маленькое" искусство" в Еврейском музее и центре толерантности в Москве.

Посетитель на пресс-показе выставки ""Маленькое" искусство" в Еврейском музее и центре толерантности в Москве.

Картина Павла Федотова "Портрет неизвестной в трауре" (1850 г.), представленная на выставке ""Маленькое" искусство" в Еврейском музее и центре толерантности в Москве.

Фигурка быка (Китай, династия Хань. 206 до н.э. — 220 н.э.), представленная на выставке ""Маленькое" искусство" в Еврейском музее и центре толерантности в Москве.

Посетитель на пресс-показе выставки ""Маленькое" искусство" в Еврейском музее и центре толерантности в Москве.

Наконец, в пятом зале собрали то, что, видимо, выбивалось из общей экспозиции, но очень хотелось показать: здесь и прекрасный “Портрет неизвестной в трауре”(1850) кисти Федотова, и китайская фигурка быка династии Хань, и “Дитя и смерть” (1996-1998) Дмитрия Пригова. Получился хоть и разноголосый, но яркий эпилог.

Идею выставки Мария Гадас возводит еще в философский план: “Мы предлагаем посетителям убежать, хотя бы на время, от тех объемов информации, которые обрушиваются на нас каждый день, полюбоваться малым”.

Так что получилась еще и такая попытка замедлиться. А это многим из нас сейчас точно не помешает.

Оставить комментарий